Главная > Новости > Журнал "АЛЬЯНС"

«РАДУЖНАЯ ЖАЖДА» или реиндустриализация городской среды от Эдуарда Аниконова

В рамках конкурса на лучший дизайн — проект «Создание комфортной и эстетически привлекательной городской среды в городе Магнитогорске», свои разработки предложил современный российский художник, член Союза художников России Эдуард Аниконов.

Каждый день мы видим, что на улицах Магнитогорска появляется все больше и больше плакатов, вывесок, рекламы… Реклама рекламой, но что же делать с общей серостью городских построек?

Предлагаемый проект — инновационный импульс. Цель проекта — это художественный жест, направленный на создание новой культурной реальности. Это попытка внести новое образное начало в городскую среду. Проект связан с настоящим и будущим Магнитогорска, с современными амбициями города. Возможно, проект радикален или даже неуместен. Но современное искусство радикально по определению. Если заглянуть в историю, то именно «неуместные» шаги определяли не только этапы развития городской архитектурной среды, но и всего искусства.

Проект «Радужная жажда» нашего земляка Эдуарда Аниконова представлен в 2011 году на грант The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts. Думаем, он заинтересует и любителей искусства, неравнодушных к облику городской среды, и специалистов.

Исторический контекст

Магнитогорск — это феномен, город-завод, продукт ленинской идеи индустриализации в России. Соцгород, где должны были создать архитектуру невиданного социалистического типа и небывалую социалистическую среду. Магнитогорск проектировали на реалиях, построенных большевиками. Советский эксперимент переустройства мира назывался «важнейшим шагом в развитии общества со времен зарождения христианства».

Русско-американский контекст

В рамках программы «Рукопожатие через океан» (англ. «Hands Across The Water» — название программы взято из известной песни Пола Маккартни) в 1997 году Россом Байцелом была организована выставка Э. Аниконова в колледже Нью Джерси. Выставка имела судьбоносное значение в творческой биографии магнитогорского художника, так как он получил возможность жить и работать 3 года подряд в квартале художников в городе Филадельфия. Индустриальная серия работ Э. Аниконова, созданная на Магнитогорском металлургическом комбинате в 2006 году, участвовала в проекте «Carnivora — Dark Age Of Automobiles» в Америке (2008 г.) Проект, воплощенный и в изданной книге «Carnivora — Dark Age Of Automobiles» и в живой работающей выставке, вызвал в Детройте необычайный интерес публики. А в 2011 году индустриальная серия Аниконова представлена к участию в престижном Международном конкурсе изобразительного искусства «Челси» в галерее Агора (Нью-Йорк). Кроме того в Нью-Йорке на выставке «Стремление к совершенству: Выставка современного русского искусства» также будут представлены работы художника.

Альянс-факт

«Наша цель в том, чтобы второй по величине город области приблизился во внешнем облике к уровню европейских городов. Я уверен, что под моим контролем в ближайшие 4-5 лет деньги будут направляться и грамотно распределяться. Речь идет о тротуарах, дорогах, освещении, фасадах. Благоустройству Магнитки будет уделяться повышенное внимание»- сказал Михаил Юревич, губернатор Челябинской области, при посещении города в июле 2010 года.

Выполняя поручение главы региона, в Магнитогорске был объявлен конкурс на лучший дизайн-проект по созданию комфортной и эстетически привлекательной городской среды.

В задачи конкурса входило создание оригинального «пилотного» дизайн-проекта, в основу которого легла авторская убедительно сформулированная смысловая и цветографическая концепция, основанная на синтезе эстетического, художественного, объемно-пространственного и архитектурно-ландшафтного решения предлагаемого участка жилой застройки.

Данное проектное решение стало творческим прецедентом решения практического воплощения неординарных задач в области эстетической и художественной оптимизации и привлекательности городской среды с учетом применения современных методик, технических средств, современных материалов и профессионального опыта работы.

Художественный контекст

Индустриальное пространство — это сакральная территория, насыщенная смыслами и историей, оно пропитано мифологией. Новая промышленная реальность, выпав из идеологических оболочек, лишилась своего пафоса и однозначности. Способ промышленного производства изменился за последние 80 лет и претерпел эволюцию от завода начала XX века через массовое производство до автоматизации. Сегодня индустриальное пространство воспринимается нами как культурный феномен.

У произведений поп-арта есть одна общая черта: они все наделены способностью черпать источник образов в дискредитированных формах; этот демарш соответствует вечному поиску свежести, происходящему всякий раз, когда живопись впадает в избыточный маньеризм.

«Красная жажда», «синяя жажда», «золотая жажда» и т.д., — от «жажды» к «жажде» по поп-артовским принципам визуально-пространственной организации пространства, заимствованный «имидж» массовой культуры помещается художником в иной контекст, изменяется масштаб, материал, обнажается прием и технический метод. В связи с этим первоначальный образ парадоксально преобразовывается.

Концепция проекта «РАДУЖНАЯ ЖАЖДА»

Проект «Радужная жажда» предлагает придать новый образ привычным архитектурным объемам и формам, создать гармоничные светоцветовые акценты в городской среде для нейтрализации агрессивных либо серых, «безликих» зрительных полей города.

Проект «Радужная жажда» позиционирует современное искусство в новом уровне взаимодействия с действительностью (современное искусство не только отражает, но и конструирует новую культурную реальность). При реализации проекта происходит реиндустриализация культурной среды, рекультивация жизненного пространства города: искусство возвращается.

Альянс-факт

Не секрет, что некоторые дома в нашем городе выглядят уныло, бесцветно и некрасиво. Особенно те, застройка которых велась в 60-90 годы.

Центральная улица города - проспект Ленина состоит из нескладных образцов разных архитектурных эпох. Ее важный участок, проходящий от улицы Грязнова до улицы «Правда», составляет так называемый гостевой проезд и оставляет удручающее впечатление у проезжающих. Именно на этот участок организаторы конкурса просили обратить особое внимание.

Проблемы, которые решает проект

При активном строительстве и изменении архитектурного силуэта города наблюдается дисгармония дизайна рекламы с архитектурой зданий и сооружений — несоблюдение масштабности и пропорциональности, фрагментарное экранирование глухих торцов зданий, исключающее собственно здания из зрительного восприятия архитектурно-пространственных композиций, подавление своим светом, цветом и рисунком архитектурных особенностей объектов. Создаются агрессивные (либо серые безликие) зрительные поля современного города. Проект предлагает смещение акцентов в оформлении городского пространства в сторону искусства живописи, способного гармонизировать цветовой дисбаланс городской среды.

Предполагаемый эффект проекта

1. Эксперимент по опосредованному влиянию «искусства на улицах города» спровоцирует и новое качество рекламы.

2. Размещение работ проекта на самых значимых перекрестках города: пересечение проспекта Ленина и ул.Грязнова, пересечение проспекта К. Маркса и ул. Грязного, пересечение проспектов Ленина и К.Маркса с ул. Завенягина и т.д. даст эффект опосредованного воздействия искусства на сотни тысяч горожан.

3. Эксперимент по опосредованному влиянию «искусства на улицах города» спровоцирует разработку новых технологий и стратегий в культуре города.

Проект «РАДУЖНАЯ ЖАЖДА» —культурный бренд города?

В условиях конкуренции за привлечение внешних ресурсов одним из наиболее действенных инструментов становится бренд региона или города, он переводит стратегические преимущества территории на язык, понятный этим группам, и многократно усиливает значимость этих преимуществ.

Общественно-политическая, культурно-историческая, инвестиционная привлекательность регионов не возникает на пустом месте.

Создать бренд — это значит осознать все достоинства и всю уникальность города, в том числе и культурную. Бренд — это быть, а не казаться. Индустриальная живопись Э.Аниконова давно стала языком для разговора с российскими и зарубежными бизнесменами и коллекционерами, дилерами арт-рынков, кураторами музеев и галерей, населением.

Актуализируя проект «Радужная жажда» городская власть поддержит создание нового культурного бренда. Успешное же продвижение бренда «Радужная жажда» будет свидетельствовать о неравнодушии администрации к судьбе и престижу вверенного ей города, об умении строить отношения с бизнесом, а, значит, и о том, что у города есть шансы на развитие и процветание.

P.S. В соответствии с положением о конкурсе итоги должны быть подведены до 14 апреля. Однако на момент выхода журнала в свет в редакции отсутствовала какая-либо информация о завершении конкурса. Так что конкурс продолжается?!

Текст: ЕЛЕНА РОСЫП